Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

19.02.2015 10:06 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 18.02.2015 г.

«Перед боем с товарищами договаривались, в случае гибели или ранения не бросать друг друга»

Автор: Надежда Кулеба, № 13, 18 февраля 1998 г.

Из архива «Знамя победы» в преддверии Дня защитников Отечества!

10 марта 1942 года в числе более чем восьмидесяти призывников, шедших за подводами с вещмешками, которые направлялись на станцию Поздеевку, был и Семен Хабло, 18-летний ромненский паренек.
С этого дня и начался для него нелегкий военный путь с боями, тяжелыми ранениями и снова боями. Как и тысячи советских солдат, Семен теперь был воином-освободителем, исполнявшим честно, с большим чувством патриотизма свою миссию.
Разговаривая с этим, уважаемым на селе, пожилым человеком, отметила, насколько он скромен.
Да, была война, да воевал, но о том, что был ранен, что имеет награды, пришлось выспрашивать. Семен Иванович просто и лаконично констатировал факты и чаще звучало в его рассказе «мы», чем «я».
А потому решила, используя его повествование, сама рассказать о Семене Ивановиче Хабло.
...Итак, вместе с однополчанами Семен прибывает в Хароль Приморского края и некоторое время служит в погранвойсках на границе с Китаем, оккупированным японцами.
Беспокойное время. Провокационные вылазки японцев, держали пограничников в постоянной боевой готовности.
Политруки, работающие с новобранцами тогда, предупреждали, насколько нужно быть бдительными, за один год в районе их заставы граница нарушалась более трех тысяч раз.
И все-таки это была, своего рода, подготовка к более трудному важному пути, потому, как только в Приморье закончилась уборка урожая, в которой воинам 98-й стрелковой дивизии пришлось оказывать помощь мирному населению, на станцию пришли эшелоны для отправки дивизии на запад.
Двадцать суток добирались к месту нового назначения — на Сталинградский фронт, где вовсю шли ожесточенные бои. Правда, последняя остановка была в Воронежской области, а оттуда, скрываясь, днями, ночами двигались к линии фронта.
Первый бой приняли на станции Клецкая. Ну, а потом — бои со смертями, ранениями, победами и поражениями стали привычным солдатским делом.
Для того ведь и шли на фронт. Как говорится, «бой — святое дело, иди на врага смело». А враг, надо отметить, был сильный.
Семен Иванович вспоминал и с горечью сравнивал боевую оснащенность немцев, систему ведения боевых действий немецкими войсками, с положением в родной армии. Немцы и самолеты, и танки, и пехоту, до зубов вооруженную, бросили сюда, под Сталинград, сдерживать натиск советским войскам нелегко было. Тяжелые орудия, на деревянных колесах, быстро выходили из строя. А у каждого солдата было еще ПТР — противотанковое оружие.
Вот и все, в основном. Когда отвоевывали северные районы близ Сталинграда, — а немцы имели четкую цель — «отрезать» с севера город, — наши самолеты, взмывая в небо, чаще всего возвращались горящими на землю. Нередко приходилось заниматься спасением летчиков, основное их число не долетало до земли.
Сколько их погибло тогда! Семен Иванович так сказал: «Очень, очень жалко наших летчиков было».
Но на то она и война, кто-то в ней всегда был сильнее. Как гласит русская пословица: «война кровь любит».
Никогда не забыть горечь поражений и радость побед старому солдату.
В одном из боев боец Семен Хабло получил тяжелое ранение, осколками раздробило тазобедренный сустав.
А был он связистом в боях за Сталинград. Сколько бы ни длился бой, им передышки не давали. Только восстановят связь с передовой, опять разрыв, катушки на плечи и — вперед, под свист пуль и грохот танков. Уберечься в таком пекле было трудно.
Перед боем с товарищами договаривались, в случае гибели или ранения не бросать друг друга. Медсестры-девчонки не всегда могли помочь.
После ранения бойцу Семену Хабло пришлось лежать в госпитале. Подлечили, на ноги поставили, осколок, правда, не удалили и — опять в строй, в 665-й запасной полк. Затем 130-й полк РГК (резерв главного командования) и — взвод управления. Через некоторое время — снова на передовую, в район города Ливны Орловской области.
Задача подразделения, где воевал Семен Иванович — с помощью стереотруб засекать огневые точки противника, данные передавать в штаб полка. 5 июля 1943 года началась Курская битва. Сведения, которые передавало их подразделение, были очень ценными и необходимыми для ведения боевых действий.
В одном из боев группу засекли немцы и «накрыли». Семена Ивановича контузило, 2 бойца из пятерых погибли.
Опять госпиталь. Но война еще не закончилась и, поправив здоровье, на сей раз боец Семен Хабло уже не мог принимать непосредственное участие в боях. Служба продолжалась, менялись населенные пункты, воинские части, обязанности. Только в ноябре 1945 года вернулся Семен Иванович в родное село.
Есть у старого ветерана Орден Отечественной войны, и еще 12 медалей украшают его грудь.
Была, как и положено в мирное время, трудовая биография у моего героя.
Сравнивая армию времен Великой Отечественной войны с нынешней, ветеран сказал: «В армии тогда была железная дисциплина, которая распространялась как на бойцов, так и на командующий состав. Не было никакой дедовщины. Коллективизм, чувство товарищества и высокий патриотизм, позволивший в конечном итоге, выиграть войну».
Что происходит сейчас в армии? По мнению Семена Ивановича, — развал, чему предшествовало неправильное воспитание молодежи. Военные начальники занялись собственным обогащением, забыв о своем прямом долге. «Голодный солдат — это страшно. Бегут из армии и по этой причине и по причине неуставных отношений. Но не накормит солдат — позор для государства. В войну, во время боя, снабженцы под градом пуль и свист снарядов прорывались к бойцам, обеспечивая их продуктами питания, а сейчас, в мирное время стыдно за свою страну, в которой его защитники голодают, умирают от болезней».
Семен Иванович возмущен таким положением дел в настоящей армии, считая его постыдным и недопустимым.
Генералам нашим, рассуждает старый солдат, не дачи бы себе строить, а навести порядок в Российской армии. «Мы, солдаты, на фронте, постоянно чувствовали заботу о себе, а сейчас, какое отношение к солдатам, такая и отдача».
В армии должно быть единство между командирами и подчиненными, тогда и толк будет. Опять же уместна тут пословица: «вразнобой не ходят в бой».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

190