Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

30.04.2015 09:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.04.2015 г.

Нам пишут: Здравствуйте, дорогая редакция!

Автор: Г.И. Козлова
ветеран труда, дитя войны, инвалид 2-ой группы, с. Чергали

Меня зовут Галина Ивановна Козлова. Родилась я на Украине, в Днепропетровске. Когда Киев бомбили, нам объявили, что началась война. Выходит, мы первые приняли бой. Отец и брат, а потом и сестра ушли в партизаны. Остались я, мама и еще одна сестра Зина. Мне было в ту пору 7 лет, но помню все.
Зашли в нашу деревню немцы. Что они только ни делали: грабили скот, убивали тех, кто сопротивлялся. Однажды вели пленных, среди которых оказались брат Данилко и сестра Элина, и остановились возле наших домов. Жителей всех согнали, чтобы те смотрели, как фашисты над пленниками издеваются. Переводчик все время орал: «Если сознаетесь, чьи это солдаты, то их отпустят». Брат увидел маму, да как закричит: «Мама! Я — живой!», хотел выскочить из толпы к нам, но его сразу расстреляли. Мама бросилась к нему, но пуля настигла в упор и ее. Помню, как все кричали, а немец скомандовал, и остальных на наших глазах убили.
Детей местные попрятали в погреба, потому что село почти все горело. Мы сидели там до ночи, а потом нас повезли в лес на конных подводах к военным. Было много ребят, стариков, моя бабушка. Не успели доехать до места, как нас обнаружили немцы, те жгли какие-то шашки. Полетели самолеты, и помню, что я очутилась под деревом. По рукам и ногам кровь течет, осколок попал прямо в ногу. Не знаю, сколько так пролежала, но подошел солдатик и забрал меня с собой в лесную чащу. Как выяснилось, собирали раненых и убитых. Бабушку тоже потеряла. Так получилось, что тем, которые ехали первыми и последними, досталось мало, а середина вся погибла.
Позднее встретила сестру Зину и вдвоем с ней вернулись в село. Дом наш обгорел, но жить можно было. Ночью пришел отец, хотел нас забрать, но полицай обнаружил это и донес немцам. Когда к дому подъехало что-то, папа сказал: «Не открывайте», а сам в окно выскочил, ринулся по огороду туда, где были нарыты окопы. Не добежал. Полицай и немцы по очереди стреляли в него. Случилось это в 1943 году.
Нас с сестрой отправили на «товарняке» до маминой сестры в Смоленск, поселок Ярцево. Нашли ее, но она жила у чужих людей, так как дом сожгли и семью тоже расстреляли. Мы поплакали, а тетя нас проводила с советом: будете идти, походите по домам, попросите милостыню, может, кто даст хоть хлебушка. Вышла старенькая бабушка и дала две сырых картошины. Пока шли до вокзала, съели их. Там отдохнули, сестра вновь отправилась просить милостыню, а меня оставила, пообещав, что скоро вернется. Ко мне подошел какой-то дяденька и отвел в дежурку, дал кружку кипятка и кусочек хлеба. Скушала все и, согревшись, уснула, забыв, что где-то Зина должна прийти. Проснулась и начала плакать, а она не появилась. Потом сестру принесли на плаще или тряпке, я ничего не поняла, толи живую, толи мертвую. В общем, попала под поезд.
Я от голода потеряла сознание, и пришла в себя в Смоленском детском доме. На дворе стоял март 1945 года. Еще гремели приглушенные взрывы, но уже было не так страшно. Все время ждала, что кто-нибудь меня заберет. В мае детдомовцев повезли на какую-то площадь. Там был не народ, как сейчас, а просто везли грязных, перебинтованных бойцов, у кого нога отсутствовала, у кого — рука. Бойцы кормили нас крошками, которые лежали в рюкзаках. Всех детей собрали, из них кого-то забирали к себе, кого-то усыновляли. Веселье стояло: кто плясал, кто плакал... Вот таким был парад в честь окончания войны. Побывала на нем и я.
В детском доме воспитывалась до 1954 года, после отправили по комсомольской путевке на целинные залежные земли в Казахстан. В 22 года вышла замуж и с мужем уехали в Амурскую область, где с 1961 года и по сей день живу в Чергалях. Работать приходилось и разнорабочей на зерновом дворе, и дояркой, и поваром в Хохлатской больнице, на протяжении двадцати шести лет руководила СДК в Чергалях. Как мы работали, сами жители знают. Сын пошел по материнским стопам, отдав культуре без малого три десятка годков. Участвовали в этом деле все Козловы от мала до велика.
Сейчас живу одна, на квартире. Мой дом пришел в негодность после наводнения, и Ольга Григорьевна Вавилова пустила меня к себе на время. От всей души благодарна за то, что она не отказала, дай бог ей большой любви и здоровья.
Хочу поздравить с юбилейным Днем Победы наших ветеранов, а их в районе осталось так мало, пожелать им здоровья, а вместе с ними — детей войны.
«Дети войны, сколько лет мы
пережили,
Голод и холод нам
спутниками были.
Рано пришлось
повзрослеть нам тогда -
Детство у нас отобрала
война.
Хрупкие нежные ручки,
как свечи,
Сколько же вынесли
детские плечи?
В поле, на фронте, в лесу,
у станка
Наша война нам была нелегка».
Родные солдаты, погибшие в бою, простите нас, такая досталась нам доля всю жизнь оплакивать вас до конца наших дней, всю жизнь вспоминать военные детские годы.
Мне уже 81 год. Не знаю, как дальше сложится судьба, здоровье слабое. Хочу поблагодарить своих соседей и подруг, что не бросают меня. Часто собираясь дома, поем за кружкой чая. 15 марта были в гостях в Доме культуры, куда пригласили рассказать нынешним детям про свое детство. Ребята внимательно слушали и еще задавали вопросы. А после организовали чаепитие. Спасибо нашим работникам культуры, что не забывают нас. Сейчас готовим песни к 9 Мая с «Бабоньками бедовыми». Вот так и живем, коротая старость.
Г.И. Козлова,
ветеран труда, дитя войны, инвалид 2-ой группы,
с. Чергали.
От редакции: по просьбе Галины Ивановны поздравляем детей войны и юбиляров с Днем рождения: Виталия Степановича Козлова, Александра Ивановича Лукьянова, Николая Михайловича Горина, Григория Федоровича Погребского. Желаем вам крепкого здоровья и мирного неба над головой. Эти же пожелания адресуем самой Галине Ивановне.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

123