Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

28.02.2014 02:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 28.02.2014 г.

Грамотность с пеленок, или Инструкция по воспитанию потенциального Пушкина

Автор: Анастасия Емельянова
Л. Колина
Несмотря на шуточное название, речь пойдет о теме очень серьезной. Серьезной настолько, что информация может понадобиться не только родителям, бабушкам и дедушкам, старшим сестренкам и братикам, но и людям, давно выросшим из детских штанишек и юбочек, но до сих пор мучающимся от комплекса по поводу частичной устной и письменной неграмотности.

Чтобы малыш рос с детства развитым и в меру образованным, именно взрослым нужно прилагать немало усилий, которые часто требуют не столько много материального внимания, сколько психологического. Ни одна забавная, отличающаяся дороговизной и функциональностью, игрушка не заменит чаду общения с родными людьми.
Вспомните, когда и сколько времени в последний раз вы поиграли в интересную развивающую игру с любимым ребенком. А давно ли читали маленькому сказку на ночь? Казалось бы, все это мелочи. Не стоит пренебрегать мнением, что именно с этого момента начинается закладывание навыков по приобретению называемой в народе «врожденной грамотности». Правда, некоторые психологи утверждают, что полезное умение не рождается с человеком, а развивается в раннем возрасте.
Каким же путем стоит начинать прививать малышу любовь к родному языку? Советы дают компетентные специалисты, педагоги с многолетним стажем — Л.И. Тимошкина, учитель начальных классов Ромненской сош и Л.М. Колина, воспитатель МДОБУ «Детский сад «Сказка». Родственники, мечтающие воспитать будущего гения литературного пера и языка, внимайте и запоминайте!
- Для того, чтобы вызвать интерес у ребенка, существует много различных способов. Придумано множество развивающих игр по любым предметам, в том числе и по русскому языку. Если родители неравнодушны и занимаются со своим дитя, значит, он что-то все-таки из этого запомнит, даже если ему не дано быть обладателем чувства «языка врожденного», — рассказывает Любовь Ильинична Тимошкина. — Раньше, когда дети приходили в школу, знали немало стишков. Даже самому слаборазвитому первоклашке было под силу рассказать «Наша Таня громко плачет», «Курочка Ряба» и тому подобное. Сегодня не всякий ученик имеет такую подготовку.
Оба специалиста единогласно рекомендуют родителям на самых ранних порах, уже, как только чадо начинает говорить, хорошо проговаривать слова и понимать, следует приступать к разучиванию первых и любимых стихотворений типа «Мишки косолапого», «Игрушек» Агнии Барто. Подобное занятие способствует тренировке памяти, развитию речи и появлению заинтересованности к рифме, и вообще к родному языку. Разговаривайте со своим малышом, начинайте читать строчку, а он пусть заканчивает. Хорошим помощником в запоминании слов станет иллюстрированная книжечка, на страницах которой рядом со стишком изображен яркий забавный рисунок .
По мере того, как кроха подрастает, приступайте к чтению. Многие родители взяли себе в привычку на ночь рассказывать сказку. Создайте специальную обстановку с полумраком. Нужно следовать примеру легендарной няни А.С. Пушкина Арины Родионовны: повествуя захватывающую историю, применяйте к каждому герою особенную интонацию. Вымысел запомнится на всю жизнь.
Выполнять все вышеперечисленные советы усиленно до пяти лет. Не оставляйте ребенка играть в одиночестве, лучше составьте ему компанию, ведь все познается в общении.
Любовь Михайловна Колина советует старшим членам семьи обсуждать прочитанное с ребенком, поощрять его стремление задавать вопросы, составлять вместе рассказы по картинкам. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просить пересказать содержание, обращая внимание на то, сказана ли главная мысль, описаны второстепенные детали или возможно не получается изложить текст. Кроме того, пользу принесет увеличение словарного запаса и регулярное посещение малышом библиотеки.
Пятнадцать минут — максимальное количество времени, в течение которого дошкольник будет активно воспринимать новую информацию, и повторять старую, что отложилась в голове. Опять процесс должен быть интересным, иначе все усилия пойдут насмарку. Но с другой стороны, часто ребенка дома учат неправильно читать. Слияния слогов производятся на звуковой основе, где смотрят на гласные, а называть буквы по отдельности не надо. Ошибочное умение потом еще с полгода мешает первоклашке в обучении. Но таких детей, по словам учителя начальных классов, немного.
* * *
Проявляйте наблюдательность. Приглядитесь, если вы заметили у своего ребенка существенные нарушения в произношении слов, чтении и письма, развитии мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений, без помощи логопеда не обойтись. Не кричите и не ругайте ребенка — «неумеху». Лень и нежелание учиться здесь не при чем. Лучше доверьте эту проблему специалисту. Чем раньше сделаете это, тем лучше.
Дело рук утопающего
А что же делать взрослым людям, желающим избавиться от собственной неграмотности? Для решения проблемы существуют несколько приемов. Удивительно, что тратить при их использовании требуется не деньги, а лишь только время. Ну, и конечно, чтобы начать заниматься, следует запастись недюжинным терпением и усидчивостью.
Итак, прежде всего, из разнообразия книг различных жанров и направлений в ваших руках с определенного момента чаще должны появляться словари: орфографический, толковый, орфоэпический. Кстати, не совсем обязательно запасаться бумажными вариантами. В интернете запросто можно найти и скачать электронный аналог. В минуту сомнения «как написать или произнести правильно» не ленитесь заглянуть в справочник, чтобы удостовериться в правильности или неправильности. И поверьте, со временем процесс упорного поиска и нахождения даст определенные результаты.
Читайте много и часто. Пусть интернет, телевизор и радио станут навсегда второстепенными источниками информации. Выбирайте, что вам по вкусу — отечественная или зарубежная классика, произведения современных авторов, общественно-политическая пресса и тому подобное. И словарный запас пополните, и кругозор расширите одновременно. Только не увлекайтесь сильно бульварными романами, «желтыми» газетами и глянцевыми журналами, ведь они больше преследуют развлекательную цель, и не всегда познавательную.
Свободное время потратьте на развивающие игры. В любом киоске периодической печати предлагается уйма сборников разной сложности с кроссвордами, анаграммами, шарады и прочим. Их разгадывание, во-первых, способствует убиванию времени с большей пользой, чем при зависании во Всемирной паутине, ну и, во-вторых, опять же безвозмездно дарит шанс повысить интеллектуальное развитие.
Ну, а чтобы отслеживать все свои устные ошибки и научиться говорить правильно, строить предложения, рекомендуется записывать свою речь на диктофон для дальнейшего прослушивания. Этим же путем можно обнаружить прицепившегося к языку слова-паразита.
Удачи вам в этом трудоемком деле, и помните, что всегда легко только в бою. А, учиться, кстати, никогда не поздно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

61