Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

12.07.2016 08:37 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Записки русского географического общества по отделению статистики, том VIII, изданный под редакцией д.чл. В.В. Морачевского

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Приамурский край. 1906-1910 г.г.  глава 1, стр.20-31 (электронные стр. 46-59)

ПРОДОЛЖЕНИЕ

стр 20/46

постепеннымъ ихъ усовершенствованіемъ до типа хорошихъ проселочныхъ дорогъ. Намѣченные же магистральные пути сразу должны строиться въ соотвѣтствіи съ предъявляемыми къ нимъ требованіями.

Ссудная помощь, въ среднемъ въ 150 — 200 р. на семью, слишкомъ мала, если принять въ соображеніе трудныя условія водворенія, бѣдноту переселяющагося элемента и дороговизну предметовъ первой необходимости. Ссуда эта въ среднемъ не должна быть ниже 300 р., а, въ зависимости отъ удаленности участковъ и другихъ неблагопріятныхъ условій водворенія, ее слѣдуетъ повышать до 600 р.

Нужно имѣть въ виду, что сбытъ продуктовъ сельскаго хозяйства съ удаленныхъ участковъ затруднителенъ, а въ связи съ этимъ хозяйства переселенцевъ позже на нихъ пріобрѣтаютъ прочное основаніе, къ тому же новоселамъ нужно считаться съ наводненіями, вслѣдствіе сильныхъ дождей, бывающихъ обыкновенно въ концѣ іюля или въ августѣ, какъ разъ во время уборки хлѣбовъ.

Переходя къ вопросу о подборѣ переселенцевъ для заселенія разныхъ районовъ края, желательно направлять это дѣло такъ, чтобы новоселы попадали на такія мѣста, гдѣ условія устройства хозяйствъ возможно ближе подходили къ таковымъ же на ихъ прежней родинѣ. Но это проводить въ жизнь будетъ очень трудно. Нежелательное явленіе, подобное тому, какое наблюдалось въ 1907 г. среди новоселовъ бессарабцевъ, конечно, можно до извѣстной степени парализовать тѣмъ, чтобы изъять изъ дѣйствія правилъ о поощряемомъ переселеніи нѣкоторыхъ мѣстностей, переселеніе изъ которыхъ крестьянъ на Дальній Востокъ, по ихъ хозяйственному укладу и привычкамъ оказалось бы мало пригоднымъ. Но и въ этомъ случаѣ врядъ ли было бы целесообразно не допускать къ переселенію, изъ тѣхъ же мѣстностей, семействъ, которыя не пользовались бы льготами по переѣзду и полученію ссудъ на домообзаводство. Вообще, не смотря на всю важность этого вопроса, благопріятное разрѣшеніе его можетъ идти лишь постепенно сообразно, опыта и выясненія фактовъ изъ дальнѣйшихъ наблюденій.

Важную роль въ успѣшности водворенія прибывающихъ переселенцевъ играетъ своевременное открытіе кредитовъ по всѣмъ подраздѣленіямъ переселенческой смѣты и возможно большая

стр 21/49

гибкость производства по ней расходовъ, въ зависимости отъ измѣняющихся въ продолженіи дѣйствія смѣты обстоятельствъ.

Не рѣдко случается что ассигнованіе кредитовъ по отдѣльнымъ подраздѣленіямъ смѣты не соотвѣтствуетъ дѣйствительнымъ потребностямъ и поэтому, для устраненія этого неудобства, мѣстнымъ властямъ должно быть предоставлено болѣе широкое право въ замѣнѣ недостатковъ сбереженіями. Дѣло это живое которое не вошло еще въ нормальныя рамки и поэтому слишкомъ строгая регламентація, въ дѣлѣ расходованія кредитовъ, вредно на немъ отзывается. Насущная потребность заставляетъ и теперь переселенческія организаціи нарушать смѣтныя правила и смѣшивать кредиты, а потому правильнѣе было бы это санкционировать напередъ.

Понятно, что это не должно стѣснять Государственный контроль въ его повѣрочныхъ дѣйствіяхъ въ отношеніи правильности расхода денегъ по существу. Тутъ кстати отмѣтить, что личный составъ Хабаровской контрольной палаты, дѣйствія кото- рой распространяются на весь Приамурскій край, слишкомъ малъ. Штаты ея были составлены въ то время, когда переселенческіе кредиты были ничтожны, теперь же, когда они значительно возросли, недостатокъ личнаго состава контроля ведетъ къ тому, что многомилліонные расходы переселенческихъ организадій (*См. Приложеніе № 2) лежатъ по годамъ не обревизованными.

Добавка нѣсколькихъ чиновниковъ за послѣднее время, послѣ настоятельныхъ о томъ ходатайствъ съ мѣста, не разрѣшаетъ дѣла. Если увеличеніе штатовъ контрольной палаты встрѣчаетъ затрудненія со стороны Министерства Финансовъ, то, казалось бы, можно было бы придержаться порядка, установленнаго напримѣръ для военнаго вѣдомства, гдѣ при производствѣ значительныхъ хозяйственныхъ операцій отчисляется, изъ назначаемыхъ на это суммъ, извѣстная часть на расходы по фактическому контролю. То же самое могло бы быть примѣнено, какъ временная мѣра и по переселенческимъ операціямъ.

Важность и выгодность для государственнаго хозяйства, своевременнаго контроля не требуетъ доказательствъ.

Изъ числа мѣропріятій Правительства, направленныхъ на улучшеніе быта новоселовъ, слѣдуетъ указать, въ дополненіе раньше отмѣченныхъ, еще на слѣдующія.

Стр 22/50

1) Выдача ссудъ на общественный надобности.

Согласно закона, такія ссуды выдаются сельскимъ обществамъ и товариществамъ крестьянъ-домохозяевъ для осушительныхъ и обводнительныхъ работъ, для постройки общественныхъ зданій, на пожарную охрану селеній и на сельско-хозяйственныя улучшенія и предпріятія.

Разрѣшеніе ссуды зависитъ отъ областного, по крестьянскимъ дѣламъ присутствія въ размѣрѣ до 300 р., а свыше, предоставлено власти Главноуправляющаго Землеустройствомъ и Земледѣліемъ. При этомъ Министерство рекомендовало выдавать такія ссуды преимущественно лицамъ, со времени переселенія коихъ въ Сибирь не прошло болѣе шести лѣтъ.

Въ интересахъ успѣха дѣла и сообразно бывшаго опыта, регламентацію этихъ правилъ слѣдовало бы измѣнить, отказавшись отъ централизаціи и предоставивъ разрѣшеніе такихъ ссудъ, въ предѣлахъ смѣтныхъ назначеній, въ извѣстной градаціи, мѣстнымъ властямъ, чѣмъ значительно сократилась бы переписка съ центральнымъ учрежденіемъ, и ссуды разрѣшались бы своевременнѣе. Порядокъ этотъ примѣняется уже при постройкѣ церквей учрежденіемъ, на мѣстахъ, особаго епархіальнаго комитета, который распоряжается выдачею ссудъ.

Точно также не слѣдовало бы ограничивать кругъ лицъ, которымъ такія ссуды могутъ быть выдаваемы, условіемъ, чтобы они проживали Сибири въ не долѣе шести лѣтъ.

Предпріимчивость во всякаго рода улучшеніяхъ сельскохозяйственнаго быта легче найти въ средѣ старожильческаго населенія, уже ознакомившагося съ мѣстными условіями, чѣмъ въ средѣ новоселовъ, которые труднѣе поддаются на то, чтобы общественнымъ приговоромъ принять на себя гарантію за ссуду на какую нибудь общеполезную надобность.

Наконецъ, врядъ ли было бы основаніе отказывать въ выдачѣ такихъ ссудъ даже отдѣльнымъ лицамъ, особо предпріимчивымъ, которыя представили бы притомъ надежное обезпеченіе. Въ связи съ этимъ находится вопросъ объ организаціи въ болѣе обширныхъ размѣрахъ въ сельскихъ обществахъ учрежденій мелкаго кредита съ содѣйствіемъ переселенческихъ организацій. Вопросъ этотъ уже получилъ отчасти практическое разрѣшеніе починомъ Управляющаго Хабаровскимъ Отдѣленіемъ Государственнаго Банка, благодаря чему открытъ въ Хабаровскомъ уѣздѣ рядъ ссудо-сберегательныхъ учрежденій. Казалось бы, вполнѣ правиленъ взглядъ,

стр 23/51

что новоселы, устраиваясь въ началѣ съ ссудной помощью отъ Правительства, въ дальнѣйшемъ обезпеченіи и улучшеніи своего сельскохозяйственнаго быта, а равно при расходахъ на общеполезныя надобности, прибѣгали бы къ кредиту, опирающемуся на имущественный достатокъ, добытый личнымъ трудомъ.

2) Церковно-школьное строительство.

На поднятіе этого дѣла, на которое еще бывшимъ комитетомъ сибирской желѣзной дороги тратились значительный суммы Переселенческимъ Управленіемъ, обращено серьезное вниманіе, и, по мѣрѣ имѣющихся средствъ, оно оказываетъ ему посильную помощь. Развилось оно болѣе широко въ Приморской области, а въ Амурской начало подниматься лишь въ послѣднее время. Ссуды выдаются какъ на школы, такъ и на церкви. Большинство переселендевъ приходятъ изъ мѣстъ, гдѣ они имѣли возможность посѣщать и церкви и пользоваться школой, и потому они чувствуютъ значительное духовное стѣсненіе, прибывая въ мѣстности, гдѣ ни того ни другого нѣтъ. Новоселы 80-тыхъ годовъ м. с., какъ болѣе состоятельные, съ самаго начала прибытія въ край, начинали хлопотать о постройкѣ церквей, покрывая большую часть расходовъ изъ собственныхъ средствъ; новоселы же послѣднихъ лѣтъ не имѣютъ этой возможности, будучи большею частью крайне бѣдны.

Помощь имъ оказывается не только ссудами на постройку церквей, но и обезпеченіемъ послѣднихъ причтами. Учреждать при церквахъ въ селеніяхъ новоселовъ постоянные причты затруднительно, въ виду малочисленности и малой матеріальной обезпеченности такихъ приходовъ, а потому прибѣгли къ организаціи разъѣздныхъ причтовъ — пока въ незначительномъ числѣ, но вѣроятно эта система будетъ развиваться и дальше. Постройка школъ у новоселовъ и обезпеченіе ихъ учителями задача легче разрѣшимая, такъ какъ въ послѣдніе годы Министерство Народнаго Просвѣщенія отпускаетъ на этотъ предметъ кредиты значительно болѣе щедро.

3) Врачебно-продовольственная помощь переселенцамъ.

На этотъ предметъ въ прежніе годы тратились весьма незначительныя суммы и только въ послѣднее время Переселенческимъ Управленіемъ кредитъ въ Амурской и Приморской областяхъ доведенъ до нѣсколькихъ сотъ тысячъ рублей, такъ какъ на практикѣ выяснилась вся важность раціональной — сообразно действительной потребности – постановки этого дела в

стр 24/52

интересахъ сохраненія здоровья и силъ прибывающихъ переселенцевъ. Помимо учрежденія больницъ и амбулаторій, приняты мѣры къ предоставленію переселенцамъ, въ болѣе крупныхъ пунктахъ, имѣть, по заготовительной цѣнѣ горячую пищу, которая больнымъ и дѣтямъ отпускается обыкновенно безплатно.

Чрезвычайный наплывъ переселенцевъ въ 1907 г. въ Приморскую область вызвалъ болѣе интенсивное проявленіе врачебно-продовольственной помощи и тутъ для содѣйствія Переселенческому Управленію выступила общественная организація, которая, сосредоточивая свою дѣятельность въ наиболѣе нуждающихся въ подобной помощи пунктахъ края, принесла дѣлу существенную пользу. Въ связи съ этимъ слѣдуетъ отмѣтить вполнѣ назрѣвшую потребность устройства пріютовъ для осиротѣвшихъ дѣтей переселенцевъ, остающихся безъ надзора и такой пріютъ на 40 человѣкъ дѣтей уже открытъ переселенческой организаціей въ Приморской области.

4) Агрономическая помощь.

До сихъ поръ, по незначительности отпускаемыхъ кредитовъ, помощь эта мало проявлялась. Существовало одно опытное поле съ весьма ограниченнымъ бюджетомъ 4.000 р. въ годъ, сначала въ г. Хабаровскѣ, а загѣмъ около г.  Никольска-Уссурійскаго. При незначительности средствъ оно не могло оказать существенной пользы населенію. Другой пріемъ дѣятельности Переселенческой организаціи въ этомъ направленіи заключался въ производствѣ опытныхъ посѣвовъ въ тѣхъ раіонахъ, гдѣ производилась нарѣзка переселенческихъ участковъ. Деятельность эта заслуживаетъ самаго серьезнаго вниманія, такъ какъ она даетъ возможность заблаговременно дѣлать болѣе правильную оцѣнку степени пригодности тѣхъ или другихъ мѣстностей для посѣва разныхъ хлѣбныхъ злаковъ. Въ началѣ водворенія переселенцевъ, не знакомыхъ съ мѣстными условіями, результаты опытныхъ посѣвовъ приносятъ имъ болѣе пользы, чѣмъ опытныя поля и образцовыя фермы, такъ какъ къ болѣе культурному веденію хозяйства могутъ переходить лишь тѣ, которые уже окрѣпли на землѣ и обладаютъ извѣстнымъ матеріальнымъ достаткомъ. Но за всѣмъ тѣмъ, въ интересахъ поднятія общей земледѣльческой культуры въ краѣ, со всѣми ея отраслями скотоводства, оленеводства, собаководства, огородничества, пчеловодства и т. д., правительство должно идти впередъ съ дальнѣй-

стр 25/53

шимъ открытіемъ соотвѣтственныхъ учрежденій и тѣмъ самымъ наглядно ознакамливать населеніе со связанными для него, со введеніемъ усовершенствованій пріемовъ въ разныхъ отдѣлахъ сельскаго хозяйства, матеріальными выгодами.

Для успѣха дѣла необходимо строго раздѣлить сферы дѣятельности Переселенческаго Управленія и Управленія Государственныхъ Имуществъ. Къ обязанности перваго должны быть отнесены опытные посѣвы, а второго — все остальное.

5) Необходимость объединенія дѣятельности переселенческихъ организацій въ Амурской и Приморской областяхъ.

Въ настоящее время организаціи эти дѣйствуютъ самостоятельно и не рѣдко придерживаются по однообразнымъ вопросамъ разныхъ взглядовъ. Это проявляется, какъ въ различіи штатовъ и содержаній служащихъ, такъ и въ землеотводныхъ и дорожныхъ работахъ, несмотря на то, что, по условія веденія переселенческаго дѣла въ существу, обѣихъ областяхъ рѣзко между собой не отличаются. Слѣдовало бы ввести большее однообразіе во все дѣло.

Уже раньше было отмѣчено, что дорожный вопросъ въ дѣлѣ успѣшности заселенія дѣвственнаго края, имѣетъ первенствующее значеніе. Отсутствіе дорогъ на открытые для заселенія участки не только служитъ одной изъ главныхъ причинъ, что новоселы избѣгаютъ ихъ, но оно и парализируетъ окрѣпленіе молодыхъ новосельческихъ хозяйствъ, затрудняя, какъ провозъ всего необходимая, такъ и вывозъ сельскохозяйственныхъ продуктовъ на рынокъ. Помимо отпуска на дорожные расходы своевременно необходимыхъ кредитовъ, важно основательно разработать вопросъ о цѣлесообразномъ ихъ расходованіи, тѣмъ болѣе, что на это дѣло тра- тится въ краѣ слишкомъ 1 милл. денегъ ежегодно. До настоящаго времени какого нибудь опредѣленнаго типа переселенческихъ дорогъ не выработано, и каждая изъ двухъ переселенческихъ организацій въ краѣ руководствуется собственными воззрѣніями и собственной практикой, что не можетъ не вліять, помимо мѣстныхъ условій, на стоимость дорогъ. При болѣе или менѣе одинаковомъ взглядѣ на характеръ и качество магистральныхъ путей, долженствующихъ обслуживать отдѣльные районы, насчетъ проселочныхъ дорогъ, ведущихъ къ отдѣльнымъ селеніямъ, приходится сталкиваться съ разными взглядами. Нѣкоторые полагаютъ, что такія проселочныя дороги слѣдуетъ въ началѣ строить съ наименьшими расходами, ограничиваясь рубкою просѣки, заравниваніемъ полотна и устройствомъ необходимѣйшихъ гатей и мостовъ, дабы

стр  26/54

переселенцы имѣли только возможность перебраться на телѣгахъ на свои участки, предоставляя въ дальнѣйшемъ имъ самимъ усовершенствовать этотъ зачатокъ дороги. Другіе, наоборотъ, отстаиваютъ взглядъ, что, во избѣжаніе непроизводительныхъ затратъ, слѣдуетъ сразу сооружать дороги болѣе капитально, тѣмъ болѣе что приводить въ таежныхъ мѣстахъ зачатки дорогъ въ удовлетворительное состояніе связано съ довольно крупными расходами, непосильными для новоселовъ. Помимо этого, вопросъ о техническомъ надзорѣ за дорожными сооруженіями въ переселенческихъ районахъ также не можетъ считаться достаточно разработаннымъ.

Права и обязанности дорожныхъ инженеровъ и техниковъ не вылились еще въ опредѣленную форму и различествуютъ въ различныхъ областяхъ. Точно также не стоитъ на твердой почвѣ и вопросъ о порядкѣ составленія смѣтъ на дорожныя работы и ихъ повѣрку.

Раньше смѣты и планы посылались на повѣрку и утвержденіе въ Центральное Управленіе, затѣмъ это было передано на мѣста, съ цѣлью привлечения къ этому дѣлу строительныхъ отдѣленій, болѣе близко знакомыхъ съ цѣлесообразностью проектируемыхъ сооруженій и вызываемыхъ ими расходовъ съ точки зрѣнія мѣстныхъ условій. Въвиду обремененности, впрочемъ, строительныхъ отдѣленій прямыми, лежащими на нихъ обязанностями, и такъ какъ ихъ штатами личнаго состава не предусматривались повѣрки переселенческихъ дорожныхъ сооруженій на крупныя суммы, явилось предположеніе работу эту возложить на собственный техническій надзоръ мѣстныхъ Переселенческихъ Управленій.

Чтобы болѣе подробно разобраться въ этихъ вопросахъ, въ 1909 году, ходатайству главнаго начальника края, въ Амурскую по и Приморскую области, распоряженіемъ Главноуправляющаго Землеустройствомъ и Земледѣліемъ, былъ командированъ гра- ждански инженеръ д. с. с. баронъ Розенъ, авторъ спеціальныхъ сочиненій по дорожному строительству и долго самъ стоявшій во главѣ дорожной части, какъ въ Восточной Сибири, такъ и въ Кіевѣ и, наконецъ, Министерствѣ въ Внутреннихъ Дѣлъ. На него было возложено порученіе объѣхать, во время весны и осени 1909 года, переселенческія дороги какъ въ Амурской, такъ и Приморской областяхъ, отмѣтить ихъ типы и состояніе и высказать свой взглядъ относительно устраненія замѣченныхъ имъ дефектовъ и вообще о лучшей организаціи этого дѣла.

стр 27/55

Баронъ Розенъ, исполнивъ возложенную на него задачу, представилъ результатъ осмотра со своими выводами и заключеніями Главному Переселенческому Управленію. Независимо отъ этого, съ участіемъ барона Розена было созвано въ Хабаровскѣ, подъ предсѣдательствомъ главнаго начальника края совѣщаніе, съ представителями отъ переселенческихъ организацій, для выработки положенія о постановкѣ на раціональныхъ началахъ всего переселенческаго дорожнаго дѣла, какъ въ отношеніи типа дорогъ, такъ и порядка составленія и утвержденія проектовъ и смѣтъ на дорожныя сооруженія. Все это предполагалось сосредоточить въ особо организованной при переселенческихъ управленіяхъ дорожной части въ каждой области. Журналы этихъ совѣщаній были представлены въ Главное Управленіе Землеустройства и Земледѣлія.

 Не получилъ окончательнаго рѣшенія и вопросъ, на чьей обязанности долженъ лежать ремонтъ построенныхъ переселенческихъ дорогъ. До сихъ поръ фактически ихъ ремонтируютъ на переселенческіе кредиты, но, очевидно, это не можетъ оставаться въ такомъ положеніи на неопредѣленное время. Если ремонтъ магистральныхъ путей ближе всего и отнести на земскіе сборы, то это врядъ ли примѣнимо для проселочныхъ дорогъ, ремонтъ которыхъ по закону относится къ обязанности населенія. Но примѣнимость предѣлахъ края, въ районахъ, этого закона въ заселяемыхъ новоселами, встрѣчаетъ серьезныя препятствія по недостатку у нихъ матеріальныхъ средствъ, въ особенности въ тѣхъ случаяхъ, когда поселки малолюдны и далеко отстоятъ другъ отъ друга. Поэтому необходимо выработать правила о времени, когда населеніе можетъ быть, въ каждомъ данномъ случаѣ, привлечено къ натуральной дорожной повинности, не нарушая его матеріальнаго благосостоянія.

Обсуждая сухопутные пути сообщенія для переселенческаго движенія, нельзя обойти молчаніемъ и водные пути, хотя и не играющіе столь важнаго значенія, какъ первые. Пути эти разделяются на морскіе и рѣчные. Морской путь, которымъ въ послѣдніе годы преимущественно пользовались переселенцы, это отъ г. Владивостока по направленію къ п. св. Ольги и далѣе къ Императорской гавани.  Здѣсь, вдоль побережья Татарскаго пролива, образовался цѣлый рядъ новыхъ поселковъ на мѣстахъ, гдѣ раньше находились китайскія фанзы, служившія продовольственными базами, какъ для промышленниковъ морской капусты и другихъ

стр 28/56

промысловъ, такъ и для охотниковъ въ тайгѣ за пушнымъ звѣремъ и за пантами.

Какъ только проявилось болѣе интенсивное заселеніе этого побережья, со стороны Переселенческаго Управленія были приняты мѣры, чтобы содѣйствовать переселенцамъ, какъ въ дѣлѣ удешевленія морского переѣзда, такъ и въ срочности рейсовъ. Съ этою цѣлью, или фрахтовались на навигацію пароходы съ обязательствомъ совершать въ опредѣленные сроки рейсы по населяемымъ мѣстамъ побережья, взимая съ переселенцевъ и ихъ грузовъ пониженныя тарифныя ставки, или выговаривалась уменьшенная плата для переселенцевъ и ихъ грузовъ у другихъ пароходовладѣльцевъ, совершавшихъ рейсы вдоль того же Татарскаго пролива и посѣщавшихъ по пути тѣ или другіе переселенческіе поселки.

Въ отношеніи рѣчныхъ путей Переселенческое Управленіе держалось того же порядка въ дѣлѣ удешевленія ставокъ при перевозкѣ переселенцевъ. Въ Приморской области были, кромѣ того, заведены собственные паровые катера, ходившіе по pp. Тунгузкѣ и Курѣ (лѣвые притоки р. Амура) и по рѣкѣ Иману (правый притокъ р. Уссури), обслуживавшіе нужды переселенцевъ.

Хожденіе катеровъ ограничивалось нижнимъ, иногда и среднимъ теченіемъ рѣкъ, но и это приносило уже существенную пользу переселенію. Расчистка же горныхъ рѣкъ, по которымъ осѣдали новоселы, и регулированіе ихъ фарватеровъ часто — мѣнявшихся— что давало бы возможность пользоваться воднымъ путемъ на большемъ протяженіи, лежало внѣ сферы деятельности Переселенческаго Управленія и только въ послѣднее время водное управленіе Амурскаго бассейна пришло на помощь и въ первую очередь обслѣдовало съ промѣрами р. Иманъ на извѣстное разстояніе.

Не подлежитъ сомнѣнію, что приведете притоковъ главныхъ рѣкъ края въ такое состояніе, чтобы по нимъ возможно выше могли подниматься хотя бы паровые катера съ мелкой осадкой, могущіе буксировать небольшія баржи, въ значительной степени облегчило бы задачу заселенія болѣе отдаленныхъ и глухихъ участковъ. Поэтому, слѣдовало бы поставить на первую очередь постепенное обслѣдованіе наиболѣе доступныхъ для мелкаго судоходства рѣкъ и рѣчекъ и выясненіе нужныхъ кредитовъ на приведеніе ихъ въ требуемое состояніе съ тѣмъ, чтобы опредѣлить тогда, насколько эти затраты будутъ окупаться ожидаемой пользой.

Стр 29/57

Успѣшное заселеніе Приамурья составляетъ залогъ надежнаго закрѣпленія за нами края и поэтому задача эта становится мѣстной администрацией превыше всего, встрѣчая полную поддержку и со стороны Правительства. Послѣднее, будучи озабочено наилучшимъ разрѣшеніемъ этого вопроса, въ особенности въ виду событій, совершившихся на Дальнемъ Востокѣ послѣ Русско-Японской войны, стремилось къ тщательному выясненію всѣхъ связанныхъ съ этимъ дѣломъ вопросовъ и поэтому въ 1908 году былъ командированъ по Высочайшему повелѣнію въ Приамурскій край Товарищъ Главноуправляющаго Землеустройствомъ и Земледѣліемъ тайн. сов. сенаторъ Б. Е. Иваницкій, который знакомился съ постановкою переселенческаго дѣла въ Приморскомъ переселенческомърайонѣ, объѣхавъ рядъ поселеній, какъ внутри Южно-Уссурійскаго края, такъ и по побережью.

Въ совѣщаніи, бывшемъ затѣмъ въ г. Хабаровскѣ подъ предсѣдательствомъ Главнаго Начальника края, въ присутствіи сенатора Иваницкаго и съ участіемъ представителей разныхъ вѣдомствъ, переселенческой организаціи и свѣдущихъ лицъ, были обсуждены, по предварительно составленной программѣ, всѣ отрасли переселенческаго дѣла и установлены основы дальнѣйшаго его веденія. Совѣщаніе пришло по всѣмъ затронутымъ вопросамъ къ извѣстнымъ заключеніямъ, часть коихъ могла быть принята къ руководству тогда же, другая требовала предварительной разработки на мѣстахъ, въ областныхъ комиссіяхъ и подлежала затѣмъ съ мнѣніемъ генералъ-губернатора представленію въ комитетъ Дальняго Востока, на предметъ разрѣшенія возбужденныхъ вопросовъ или административнымъ порядкомъ или путемъ законодательнымъ.

Работа на мѣстѣ вся была закончена еще въ 1909 году, представлена на усмотрѣніе высшаго правительства и частью уже получила санкцію или центральныхъ административныхъоргановъ или законодательныхъ учрежденій.

Переселенческое дѣло на Дальнемъ Востокѣ еще не много лѣтъ тому назадъ велось въ скромныхъ размѣрахъ и расходы на него не превышали нѣсколькихъ сотъ тысячъ рублей. Теперь же на это дѣло тратится въ Амурской и Приморской областяхъ нѣсколько милліоновъ рублей ежегодно. Въ компетенцію переселенческихъ организацій входятъ нынѣ дѣла по заготовленію земельнаго фонда, по передвиженію и водворенію переселенцевъ, врачебно-продовольственная помощь, выдача ссудъ, устройство дорогъ, колодцевъ, осушительныя работы и т. д. Дѣятельность эта охва-

Стр 30/58

тываетъ по отношенію къ переселенцамъ почти всѣ отрасли жизни и поэтому казалось бы естественнымъ предоставить мѣстной административной власти въ краѣ право контролировать ее и въ главныхъ чертахъ руководить ею, соображаясь съ указаніями правительства.

Принципіально это и признано Главнымъ Управленіемъ Землеустройства и Земледѣлія и завѣдующіе переселенческими районами, по предварительномъ разсмотрѣніи ихъ плановъ работъ въ областныхъ совѣщаніяхъ, представляютъ таковыя Главному Начальнику края, который со своимъ заключеніемъ препровождаетъ ихъ въ Центральное Управленіе. Послѣднимъ устанавливается въ предѣлахъ смѣтныхъ назначеній общій планъ предстоящихъ въ соотвѣтственномъ году районовъ работъ, за исполненіемъ въ каждомъ изъ котораго мѣстная администрація и должна слѣдить, разрѣшая вызываемыя по мѣстнымъ условіямъ незначительный отступленія, не выходя при этомъ изъ опредѣленныхъ кредитовъ.

Но тогда мѣстной администрации должны быть даны необходимыя средства, впереди всего по личному составу, такъ какъ имѣющихся нынѣ въ распоряженіи губернаторовъ и генералъ-губернатора чиновъ по штатамъ Министерства Внутреннихъ Дѣлъ не достаточно. Помимо крупной канцелярской работы, связанной съ разсмотрѣніемъ плановъ годичныхъ работъ по всѣмъ отраслямъ переселенческаго дѣла и съ болѣе основательнымъ разборомъ милліонныхъ смѣтныхъ назначеній, какъ губернаторы, такъ и генералъ-губернаторъ должны контролировать дѣятельность переселенческихъ чиновъ въ отношеніи цѣлесообразнаго и правильнаго выполненія утвержденныхъ плановыхъ работъ и выяснять дефекты переселенческаго дѣла на мѣстахъ. Но для этого въ ихъ распоря- женіи должны состоять особые чиновники, какъ для канцелярской работы, такъ и для командировокъ. Безъ этого дѣятельность губернаторовъ и генералъ-губернатора будетъ носить лишь формальный характеръ, за исключеніемъ тѣхъ рѣдкихъ случаевъ, когда названныя лица во время своихъ объѣздовъ натолкнутся на тѣ или другіе факты, подлежащіе устраненію.

По этому поводу главный начальникъ края ходатайствовалъ о назначеніи въ его распоряженіе трехъ чиновъ по переселенческимъ дѣламъ и въ распоряженіе Приморскаго и Амурскаго военныхъ губернаторовъ по одному. Главное переселенческое управленіе, по недостатку кредитовъ, предполагало восполнить этотъ пробѣлъ предоставленіемъ генералъ-губернатору права пользо-

Стр 31/59

ваться, по его выбору, чинами мѣстныхъ переселенческихъ организацій, но это было бы связано съ отрываніемъ лицъ отъ прямыхъ ихъ служебныхъ обязанностей и притомъ наиболѣе способныхъ и дѣльныхъ. Въ виду этого генералъ-губернаторъ правомъ этимъ не пользовался. Въ настоящее время въ его распоряженіе назначенъ одинъ переселенческій чиновникъ.

Въ мѣстномъ совѣщаніи, въ которомъ принималъ участіе и сенаторъ Иваницкій, было также обращено вниманіе на необходимость назначенія переселенческихъ чиновниковъ въ распоряженіе мѣстной администраціи для указанной выше надобности.

При выполненіи задачи скорѣйшаго, возможно болѣе плотнаго заселенія Приамурскаго края, подлежитъ установить, какой элементъ переселенцевъ будетъ соотвѣтствовать этой цѣли. Принимая съ одной стороны во вниманіе, что край обладаетъ громадными естественными богатствами и поэтому сулитъ какъ бы большія выгоды для промыслового рабочаго класса, естественно слѣдуетъ энергично поддерживать приливъ послѣдняго, но съ другой стороны нужно всѣми мѣрами содѣйствовать также возможно широкому устройству въ краѣ землепашцевъ, дабы намъ имѣть тамъ свой хлѣбъ и не зависить въ этомъ отношеніи отъ сопредѣльныхъ странъ.

Вопросъ этотъ первѣйшей важности, въ особенности при какихъ либо политическихъ осложненіяхъ на Дальнемъ Востокѣ, при которыхъ мы могли бы опасаться за наши пути сообщенія.

Само собою разумѣется, что при тѣхъ трудныхъ условіяхъ, съ которыми приходится бороться новоселамъ, семьи энергичныя, крѣпкія рабочею силою и матеріально, наиболѣе желательный элементъ въ краѣ. Такія семьи быстро встанутъ на ноги. Тотъ же слабый элементъ переселенцевъ, который составилъ крупный процентъ новоселовъ отчетнаго періода, требуетъ больше времени, чтобы выбиться изъ нужды. Но за всѣмъ тѣмъ приходится констатировать, что годъ отъ году и у нихъ становится меньше бездомовыхъ, площадь пашни, рабочаго скота и земле- дѣльческихъ орудій увеличивается и благосостояніе растетъ. Обезпеченный же сбытъ продуктовъ сельскаго хозяйства и наличіе подсобныхъ заработковъ гарантируетъ имъ со временемъ прочное устройство  ихъ хозяйственнаго быта.

Переходя къ вопросу объ общемъ земельномъ фондѣ въ Амурской и Приморской областяхъ, таковой можно выразить въ крупныхъ цифрахъ: утилизированный подъ заселенія и пересе-

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

75