Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

12.03.2015 13:57 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 12.03.2015 г.

Из архива «Знамя победы»: помним и гордимся: «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен»

Автор: Н. Сергеева, № 12, 2 апреля 2005 года

На днях в нашей редакции раздался телефонный звонок. На проводе оказалась известная, пожалуй, многим, проработавшая более тридцати лет в районном узле связи Шепелева Нина Григорьевна. И что же побудило Нину Григорьевну набрать наш номер телефона? Оказалось, воспоминания. Воспоминания и желание поведать миру о своих родственниках, отдавших здоровье и даже жизнь в самой страшной и кровопролитной войне.
«Душа изболелась, — говорит Нина Григорьевна, — оттого, что канут в Лету имена моих родных. Ведь только в моей памяти и сохранились подтверждения их ратного труда...».
Отец моей собеседницы — Шепелев Григорий Трофимович — родом из с. Бутвино Курской области. Будучи главой молодого семейства, с женой и тремя детьми в 1928 году по переселению попал в Амурскую область, в село Хохлатское. В 1941 году, как и большинство советских людей, встал с оружием в руках на защиту своей Родины. И так повернулось колесо его судьбы, что оказался Григорий Трофимович на родной курской земле, освобождал ее от фашистских захватчиков. Здесь и получил свое первое ранение. Затем был бой под Брянском и в рукопашном бою какой-то «герр Фриц» повредил Григорию Трофимовичу ключицу, кстати, ценой своей жизни. И снова госпиталь. А уж после третьего ранения в живот под Старым Осколом в 1943 году рядовой Шепелев был комиссован, имея на груди награды за освобождение Курска и за победу над Германией.
В мирное время работал председателем сельсовета в Хохлатском. Умер в 1967 году.
Братья у Григория Трофимовича были под стать ему. Андрей после школы поступил в Ташкентское военное училище, но закончить помешала война. И молодой офицер ушел на фронт из Ленинградской области в 1942 году.
Шепелев Михаил Трофимович, как и вся его семья, трудился на колхозных полях. В урочный час поехал Михаил пытать счастья в г. Хабаровск, где окончил училище по специальности — модельщик по дереву. Работал в Монголии, а как пришло время — встал на защиту Дальнего Востока от японских интервентов. Здесь же встретил девушку, предназначенную ему судьбой, и уехал в Иркутскую область.
Шепелев Федор Трофимович, подававший большие надежды — самый младший из братьев Шепелевых. Поступил в Хабаровский медицинский институт, но уже на втором курсе прибыл за студентом-медиком так называемый «черный воронок». Федора и еще пятерых ребят арестовали. Везли до Владивостока поездом, чтобы потом на пароходе отправить в Магадан. Но было и есть в русских сердцах чувство справедливости и сострадания. Разве были в чем-то виноваты мальчишки-второкурсники, чтобы отправлять их в лагеря? Наверное, этим вопросом и задавались моряки того злосчастного парохода, которые помогли спастись Федору Трофимовичу и его друзьям.
Спрятали моряки эту небольшую группку на корабле, а под покровом ночи выпустили. И отправились мальчишки пешком в родной Хабаровск. Три года прятались. А как началась война, в 1941 году, вышли из «подполья» и ушли добровольцами на фронт. Из всей шестерки в живых осталось только четверо, в том числе и Федор Трофимович.
Шепелев Никита Петрович — в 1941 году вступил в ряды защитников Отечества. В 1943 году попал в плен, но по воле случая долго там не задержался. А получилось вот что...
Пленных немцы гнали в Чехословакию, а это, сами понимаете, не прогулка. Тех, кто был уже не в состоянии идти, просто добивали прикладами. Вот силы покинули и Никиту Шепелева, но, видно, не подрассчитали «палачи» силу удара — остался жив. Выходила солдата сердобольная чешская женщина, а после выздоровления ушел Никита Петрович в партизаны. Дошел до Берлина. Имел боевые награды.
Вот такая семья у Нины Григорьевны. А сколько их таких по всему бывшему Союзу. Тех, кого коснулась злодейка-война. К сожалению, никого уже не осталось в живых из братьев Шепелевых. Но зато есть их дети и внуки, благодаря которым они не забыты. Ведь не зря еще в XVI веке английский философ Д. Бэкон сказал: «Бессмертие животных — в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

191