Меню
16+

Газета «Знамя Победы»

05.02.2015 09:47 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 05.02.2015 г.

Литературному чтению необходим престиж

Автор: Анастасия Емельянова
корреспондент

С. Корнеенкова

Жители Российской Федерации с недавних пор привыкли как к традиции, что каждый наступивший год посвящен определенной теме, таящей в себе серьезные проблемы, видимые не только занятым в конкретной сфере людям, но и со стороны многочисленного населения. В 2015 году с поддержки Президента РФ В.В. Путина особое внимание обращено на литературу.

О любви к литературе у современных детей, пользе сочинения в качестве обязательного к итоговому экзамену и многом другом корреспонденту районной газеты в интервью рассказала С.В. Корнеенкова, учитель русского языка и литературы Ромненской сош, педагог с более чем 20-летним стажем работы.
- 2015 год объявлен Годом литературы. Как думаете, чем он ознаменуется для нашей страны?
- Несомненно, литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь истинные ценности человек черпает из книг. Они заставляют мыслить, воспитывать собственное мнение, развивать воображение.
Прочитала высказывание Иосифа Бродского о литературе, которое мне показалось верным: «Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказание за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершила нация — она платит за это своей историей».
Сегодня мы приходим к пониманию, что лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература и культура.
Я думаю, в этом году пройдут чествования современных авторов как молодых, так и уже завоевавших известность. Возможно, будет уделено внимание литературе каждого региона, пройдут конкурсы, встречи с целью поддержания талантливой молодежи в области литературы. Состоятся мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
- Каким проблемам будет уделяться особенное внимание? В частности, в Ромненской школе.
- Нынешний год станет хорошей возможностью, для того чтобы вернуть России статус самой читающей страны мира. Ни для кого не секрет, что интерес к книге катастрофически падает, особенно у молодежи. Некоторые граждане признаются, что вообще не читают книг. Считаю, что должны что-то сделать для решения насущных задач.
В нашей школе пройдут мероприятия по вовлечению школьников в мир литературы, воспитанию думающей, читающей личности.
- Сегодняшние ученики с удовольствием приходят на урок литературы?
- Обидно, что нет. Для некоторых этот интересный, формирующий характер и мировоззрение человека предмет стал трудным и неинтересным.
- На что ориентирована ныне действующая образовательная программа по предмету?
- В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
- В школьную программу входят новые произведения современных авторов?
- Да, на уроках звучат имена Б.Л. Васильева, Ю.В. Трифонова, В.П. Астафьева, Е.А. Евтушенко, Т.Н. Толстой, Л.С. Петрушевской, Ч.Т. Айтматова, В.Г. Распутина, В.В. Быкова, Ю.В. Бондарева.
- Кстати, как относитесь к возвращению сочинения для обязательного экзамена?
- Здесь нет однозначной оценки. С одной стороны, оно станет стимулом не для поверхностного чтения, в сокращении, а для глубокого, детального постижения литературного произведения. С другой стороны, у старшеклассников наблюдается снижение уровня владением монологической речью, они мало пишут и читают. Поэтому для них развёрнуто и аргументировано высказаться на предложенную тему всегда бывает трудно. А сочинение — это сложная работа.
- Книги, популярные у современных школьников? Есть ли у них идеал героя, отображенного на страницах?
- Судя по проведенному мною опросу, например, у пятиклассников и шестиклассников особенно популярны приключения Гарри Поттера, энциклопедическая литература, произведения Пушкина, а также истории, придуманные В. Драгунским, Б. Заходером, повести о войне и даже детективы. Но вообще предпочтения гораздо разнообразнее. Из героев мечтают или походить, или восхищаться опять же героями из книг о юном волшебнике Гарри Поттере, Жилиным из «Кавказского пленника», сказочными Спящей красавицей, Мари из «Щелкунчика», Ильей Муромцем, Алексеем Мересьевым из «Повести о настоящем человеке». Их много, и это радует.
- А что было в почете у школьников десятилетней, двадцатилетней давности?
- Спустя десятилетия, могу отметить, что тогдашние дети не имели возможности читать литературу в сокращенном виде, изучали полностью. От этого их рассуждения были лучше, анализы героев — глубже, словарный запас — шире. Однажды достался класс, в котором собрались очень думающие дети, с ними работала по программе, направленной на развитие творческих способностей. Пробовали себя в разных жанрах: сочиняли стихи, былины, наставления и многое другое. Плоды творений ребят храню до сих пор.
- В нынешнем году празднуется 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Детям интересны его произведения? Каково их отношение к классике в целом?
- Писатель учит понимать жизнь, стремиться к прекрасному, бережно относиться к тонкости и душевной чистоте человеческих отношений, ненавидеть узость и трусость Беликовых, тупость и приспособленчество Хамелеонов, грубость и самоуправство Пришибеевых. В своих литературных творениях раскрывает внутренний мир человека. Может, ошибаюсь, но мне кажется, что детям нравятся в основном юмористические произведения автора. Им бывает трудно понять внутренний мир героев, для них забавна сама ситуация.
Из-за отсутствия интереса к чтению не все ученики предпочитают классическую литературу. Хотя в восьмом классе девочка читает просто для себя Л.Н. Толстого. Летом прочитала «Анну Каренину». Некоторые выпускники приобщаются к классике спустя некоторое время после окончания школы, находят в ней много интересного и поучительного для себя. Наверное, особенность современной молодежи состоит в том, что постигают духовную сферу собственной жизни они гораздо позднее.
- В преддверии 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны делается упор на изучение патриотической литературы?
- Сегодня большее внимание обращается на человечность, героизм, идущий «изнутри». Проявление простых душевных качеств, бытовых условий на фронте сейчас занимает главное место. Примерами в такой теме можно назвать «Сашка» В. Кондратьева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Опубликование «Окопов» вызвало большой отклик у участников военного события, не забывших тягостное время.
- В связи с проведением Литературного года как вы относитесь к смягчению закона о нецензурной лексике в кино? Литературе, искусстве вообще?
- К данному действию отношусь крайне отрицательно. Ведь и так заметно снижение количества культурных людей, грамотности молодежи, нарушение норм речевого этикета.
- Что характеризует русскую речь в современной России?
- Нарушения ее норм, главными из которых являются неправильное произношение и ненормативная лексика, уменьшается собственная грамотность молодых людей, школьников. И они относятся к данному факту положительно, не видя роли русского языка в мире. Все чаще наблюдается пренебрежительное отношение к нормам речевого этикета у взрослых. Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. В прямом эфире допускаются многочисленные речевые ошибки, грубые отклонения от укрепившихся норм.
Высококачественная современная связь — мобильные телефоны, компьютерная связь, -
приводит к сокращению традиционной письменной формы общения. Письму и чтению предпочитаются телевизор, компьютер, вследствие чего ухудшается грамотность населения разных возрастов. Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы.
- Личные ожидания от тематического года?
- Думаю, что проводимые мероприятия будут направлены на результат повышения престижа литературного чтения. Ученики средней и старшей школы обратят внимание на книги из личной заинтересованности, а не обязательного наставления.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

204